7 главных ошибок родителей в общении с детьми

Общение с собственными детьми — это настоящее искусство, которое, к сожалению, не рождается инстинктивно. Ему необходимо учиться. Многие родители не придают значения образованию в этом вопросе. Собственные ошибки, свой и чужой опыт помогли выделить основные аспекты. Некоторыми мыслями с удовольствием хотим поделиться.

Советы по Общению с Вашими Детьми
shutr.bz

Когда рождается наш первый ребенок, мы с огромным нетерпением ждем его первых слов. Нашей радости нет предела, когда мы слышим первый лепет — «Он сказал «мама»! Но вот твоему чаду исполняется пять, вопросы от него сыплются, как горох, а ты… начинаешь жаловаться на головные боли. Как часто ты повторяешь в раздражении: «Ты задаешь слишком много вопросов», «Не задавай глупых вопросов», «Пожалуйста, помолчи хоть немного»? И правда, иногда кажется, что дети просто атакуют и блокируют от внешнего мира своими бесконечными «зачем» и «почему», а мы не знаем порой, что им ответить. И что уж греха таить, не всегда находим наших малышей интересными собеседниками, предпочитая им подружек или компьютер.

Мы хотим донести до тебя сейчас: детям критически необходимо общение с нами с момента рождения и до энного количества лет! Перед тобой — самые типичные ошибки, которые допускаем мы, родители. И знай: нет такой ошибки, которую нельзя было бы исправить.

Ошибка № 1. Мы будем общаться, когда он заговорит

Нет, дорогая. Когда он заговорит, это будет качественно другой уровень общения. А сейчас твоему малышу, чей взгляд даже еще не сфокусирован, важно слышать от тебя абсолютно все, чем ты живешь, что видишь и чувствуешь. Также важно, чтобы это были исключительно положительные слова и эмоции. Желай своему новорожденному (двухмесячному, полугодовалому и т. д.) малышу доброго утра каждый день. Расскажи ему, чем вы сегодня займетесь и что вас ждет: «Вот сейчас ты покушаешь, а потом мы наденем комбинезончик, который подарила бабушка, и пойдем гулять в парк. Сегодня на улице очень тепло, светит солнышко, и ты услышишь, как чирикают от радости воробьи и воркуют голуби. Мы с тобой покормим их хлебом. Вместе с нами будет гулять Настенька из соседнего дома. А потом мы вернемся домой и займемся приготовлением обеда для папы». Не жалей слов, говори с малышом так, как обычно ты общаешься со старшими детьми или мужем. Когда мой младший сын был совсем крохой, мы часто смотрели вместе с ним в окно на проходящие мимо нашего дома поезда метро. Я говорила ему: «Смотри, как блестят голубенькие вагоны на солнце! А слышишь, как стучат колеса по рельсам — чу-чух, чу-чух, чу-чух!» И однажды мой четырехмесячный сынишка, не успели мы подойти к окну, пролепетал: «Чу-чу, чу-чу, чу-чу!» А в полтора года он уже изъяснялся предложениями, в которых фигурировали такие сложные слова и фразы, как «гоюбенький», «коеса по ельсам» и прочее. Надо ли говорить, что в свои 17 лет мой сын сформированный, умный, эрудированный и жизнерадостный юноша, и у нас с ним теплые, доверительные отношения?

Ошибка № 2. Общение в приказном тоне

Мы автоматически говорим с детьми в повелительном наклонении: «Почисти хорошенько зубы», «Помой руки», «Убери свою комнату» и так далее. В принципе, нет в этом ничего такого уж криминального. Но только эта аудиальная словесная конструкция априори несет в себе принудительный характер. На подсознательном уровне у ребенка, как у изначально свободолюбивой личности, вырастает протест. Ты ему «убери», а он тебе, естественно, «нет». Решение очень простое: перестройка фразы. Вместо «Помой руки» — «А сейчас моем ручки». Смягчай свои слова также интонационно, обходись без командирского подтекста. Нет, конечно, бывают такие ситуации, когда твое «нет» и твои слова не обсуждаются, но, чтобы не доводить отношения до кризиса, стоит научиться общаться с ребенком дружески и уважительно.

Ошибка № 3. Односложное общение

Мы частенько отвечаем детям односложно и сами стараемся не задавать вопросов, потому что ответы могут быть слишком длинными. И происходит интересная тенденция: когда ребенку исполняется 14 (иногда раньше, иногда позже), нам становится все больше интересно, что происходит в его жизни. Дети становятся для нас собеседниками, с которыми мы хотим говорить. Мы задаем все больше вопросов, но теперь они отвечают очень односложно. Сколько раз подруга жаловалась: «Маша совсем не разговаривает со мной. На все вопросы только один ответ: «Нормально». А ведь это произошло только потому, что Маша приняла условия игры. Мы столько лет учили ребенка, как говорить с нами поменьше, поэтому результат очень логичный.

Ошибка № 4. Сюсюканье

Ой, как хочется, чтобы они всегда были такими же «хоесенькими», «шладенькими», чтобы вовремя ложились «бай-бай» и чтобы умилительно кормили на улице «аву» печеньками… Не стоит общаться с детьми, как с несмышленышами, уверяю. Они очень хорошо с младенчества знают и понимают нормальные человеческие слова, поэтому наш умилительный суржик мы используем только для нас самих. К тому же опыт показывает, что дети, с которыми не сюсюкают, интеллектуально развиваются намного быстрее сверстников.

Ошибка № 5. Отделение ребенка от своего мира

Впускай ребенка в свою жизнь. Рассказывай сыну или дочери о себе, делись своими мыслями и переживаниями. Пусть ребенок знает, что происходит у тебя на работе, пусть будет в курсе взаимоотношений с друзьями и коллегами. Обсуждайте вместе происходящее в мире. Только это должно происходить на понятном для его возраста языке, без обстоятельных подробностей вроде твоих отношений, скажем, с женатым бойфрендом. Иногда ты будешь шокирована мудростью своего ребенка. Бонусом для тебя за твое взрослое обращение станет приглашение в мир твоего сына или дочки.

Ошибка № 6. Отдавать предпочтение кому-либо еще

Безусловно, существуют такие ситуации, когда разговор с кем-либо важнее сиюминутного вопроса ребенка. Например, вы находитесь на приеме у врача, и он рассказывает тебе стратегию лечения. В такой момент дочкино «Мама, а кто это нарисован на картинке?» не очень-то уместно. Скажи дочери: «Подожди минутку, я договорю с доктором и все тебе расскажу», и ты преподашь ей как минимум два урока: своего внимания к ней и умения быть вежливой с другими людьми. Но сколько раз ты не дослушивала рассказ своего ребенка, если звонил телефон? Мы редко скажем подруге: «Позволь мне тебе перезвонить, моему мальчику надо поговорить со мной». Скорее сын услышит: «Пойди, поиграй. Не видишь, мама говорит по телефону». В нашей стране, к сожалению, культ детей развит пока еще очень слабо. Нам нужно научиться осознавать, что дети являются такими же важными и уважаемыми собеседниками, как и взрослые.

Ошибка № 7. Приуменьшать значение детских событий

Все, что происходит в жизни ребенка, особенно впервые, имеет для него громадное значение. Утренник в садике, драка с обидчиком, первая любовь. Когда ребенок сталкивается с каким-либо жизненным сценарием в первый раз, за его плечами совершенно нет опыта, и он не знает, что его ждет. Ты со своей родительской высоты хорошо знаешь, что последует за тем или иным событием. Тебе это привычно. Но как же потеряна будет твоя дочка, когда в ответ на ее признание, что сосед по парте Алешка не обращает на нее внимания, а ей так этого хочется, ты махнешь рукой и скажешь, как героиня фильма «Вам и не снилось»: «Таких Алешек у тебя будет миллион». Тобой руководит, разумеется, инстинктивное чувство защитить дочь от переживаний путем придания этому событию незначащего статуса, но вспомни себя в этом возрасте! И конечно, первая любовь — это не праздник осени в детском саду. Зато, любовно подготовившись с ребенком к этому утреннику, ты научишь его искусству превращать будни в праздник по любому поводу. А заодно и сама вспомнишь, почему листья осенью приобретают желтую и красную окраску!

Не отталкивай своего малыша, чем бы и как бы ты ни была занята. Не заставляй его искать других собеседников. Оставайся для него авторитетом как в четырехлетнем возрасте, так и в подростковом. Пусть ваше общение станет привычкой и потребностью по любому поводу и в любое время. И тогда твой уже выросший ребенок будет звонить не потому, что он должен это делать, а потому, что ему просто хочется тебя услышать.

Расскажи нам, о чем ты говоришь со своим сыном или дочерью?