Портфолио — очень нужная вещь, особенно необходимая людям творческим, которым важно не столько продемонстрировать личный опыт работы в паре строчек в резюме, но и при этом очень нужна наглядность и возможность показать потенциальным работодателям свои умения, возможности и талант. Очень важно уметь его оформлять грамотно, ведь от этого может зависеть вся карьера его владельца. Но как сделать свое портфолио правильно? Именно для того, чтобы ответить на этот вопрос я и составила для Вас список из пошаговых советов, которые помогут Вам во всем разобраться. Итак, как составить идеальное портфолио?
1. Обложка для портфолио
Вы можете купить самую стандартную обложку в ценовой категории до 600-700 рублей в любом канцелярском магазине или в специализированной лавке. Обычно они представлены в нескольких размерах, однако, лучше вам все же выбрать нечто среднее, не очень большое, но и не маленькое.
2. Специальные страницы
Само наполнение портфолио обычно осуществляется путем помещения Ваших распечатанных работ в специальные «кармашки», состоящие из черное листа и прозрачной пленки, которая защитит от внешних воздействий и прикосновений.
Не приобретайте сразу много таких листов. В лучшем случае Вы их потеряете или они будут очень некрасиво делать Ваше портфолио пустым с некоторым количеством незаполненных листов. Однако, запасайтесь так, чтобы у Вас всегда была возможность хотя бы парочку листов добавить при внезапной надобности.
3. Резюме
На первой странице Вашего портфолио обязательно должно быть Ваше правильно составленное резюме. Вне зависимости от того, куда Вы будете его отправлять: клиентам или потенциальным работодателям, первая страница должна быть Вашей небольшой презентацией себя. Возможно именно это дополнение выделит Вас из сотни лучших, к тому же это совершенно не сложно сделать, всего лишь аккуратно запихать листочек с краткой информацией о Вашем опыте в самый первый «кармашек» среди всех листов.
4. Ваши лучшие работы
Даже если у Вас не очень большой опыт в той области, в которой Вы пытаетесь найти работу, Вам все же придется отобрать для портфолио лучшее из всего, что Вы когда-либо писали, рисовали или конструировали. Пускай это будет даже просто сплошной текст на листе бумаги, если это действительно достойная работа, ее оценят в любом виде.
Бывает и так, что Вы, как копирайтер, свою работу уже закончили, однако проект в целом еще находится в стадии разработки. Конечно, не стоит выкладывать чужие карты на стол и предоставлять целую брошюру, которую не видел еще даже потребитель или потенциальный клиент компании, на которую Вы работали. Достаточно копии того места, где что-то сделано Вашими руками.
Также для тех, кто еще совершенно ни на кого не работал, но уже очень хочет, и у него нет ни одного готового проекта, который можно представить, как образец, существует один очень интересный трюк. Вы можете взять любую компанию, для которой кто-то уже написал слоган, нарисовал логотип или написал продающий текст, и переписать их самостоятельно. Безусловно, никто не заставляет Вас обманывать всех и убеждать их, что очень известные компании работали с Вами, но ведь никто не мешает Вам попробовать свои силы в любом деле без нарушения авторских прав и плагиата. У этого трюка даже есть особый термин на английском языке – “spec ad” – Вы создаете некую альтернативу уже существующей версии рекламного продукта.
Читайте также — 7 Советов для Будущих Моделей
5. Разделы резюме
Скажем, у Вас есть три целевых раздела: три рекламных текста, четыре печатных образца в виде брошюры и рекламы, а также 3 варианта заполнения версий веб-сайтов, и все это Вы хотели бы отобразить в своем портфолио. Для того, чтобы вся информация, отображаемая в нем, была упорядоченной и удобной для ознакомления, разделите ее на сектора.
На том примере, с которого мы начали этот пункт, лучше всего было бы создать в своем портфолио по одной странице-разделителю, на которой будет указано название раздела: рекламные тексты, брошюры или листовки и версии веб-сайтов, оформленных Вами. Не забывайте о том, что Вы являетесь тем же самым копирайтером, и одной из Вам присущих черт является творческий подход к делу. Так и оформите все творчески, оригинально и привлекательно!
Покопайтесь в старых журналах, вырежьте картинки или статьи из них. Организуйте страницу так, чтобы она выглядела как коллаж.
Таким образом, Вы одновременно упорядочиваете всю информацию из портфолио, а также проявляете себя как творческого человека. Ваша презентация будет намного ярче, чем у остальных, а, если учесть, что в большинстве своем, именно это способствует Вашей победе в конкурсном отборе, я считаю этот пункт в построении своего идеального портфолио, самым главным.
6. Оформление текстовых работ
Не думайте, что если Вы в основном работаете с текстовыми заданиями, их нельзя будет использовать для демонстрации Ваших навыков в резюме. Вы можете их просто очень красиво и привлекательно оформить, как если бы Вы сами верстали все эти статьи, а не просто предоставляли текст.
Если у Вас еще нет готового варианта своей работы, так и укажите в начале листа: «в процессе». Для тех альтернативных версий, о которых мы говорили в пункте четыре, также потребуется подпись, которая поможет Вашему собеседнику сразу сориентироваться в том, что это лишь Ваша версия и видение того или иного продукта.
Помните о том, что если Вы претендуете на должность копирайтера, то в основном, все будут смотреть именно на Вашу способность писать. На Вас смотрят не как на потенциального дизайнера, так что не тратьте слишком много времени на оформление, лучше сосредоточьтесь на Вашем главном «товаре». Даже самые опытные копирайтеры не сильно заморачиваются по поводу внешнего вида текста, если он находится еще в разработке, скорее всего он будет просто в виде обычного текста на листе.
Старайтесь, чтобы бумага, на которой печатается Ваше портфолио и резюме, была только высокого качества и там, и там совпадала.
Если Вы все же хотите выделиться, но не хотите тратить на это слишком много усилий, просто купите специальную оформленную бумагу с красивыми границами. Таким образом Вы продемонстрируете всем, как красиво и стояще будет смотреться Ваша работа, если к ней добавить всего пару штрихов.
Читайте также — Чем Заняться во Время Поиска Работы?
7. Доступ к материалам
Старайтесь заполнять Ваше портфолио так, чтобы у Вашего собеседника была возможность легко и просто достать любой материал из любого кармашка. Многие, гонясь за красотой, запихивают свои образцы в самый низ листа, а сверху все аккуратно заклеивают или просто закрывают. Смотрится красиво, не спорю, однако, представьте, как их оттуда будет доставать? Пускай уж лучше Ваши листовки и примеры немного выступают за края листов и слегка торчат, главное, чтобы их можно было легко и просто достать и увериться в том, что Ваши работы действительно стоящие.
Однако, не забывайте и о том, что все же особенные страницы, предназначенные для портфолио, все же призваны и защищать Ваши работы тоже. Не думайте только о тех, кто захочет смотреть Ваши работы вблизи. Для всех остальных, кто просто листает Ваши материалы, пленка призвана защищать листы от пятен и неаккуратных прикосновений.
8. Вариативность портфолио
Никогда не бойтесь что-то менять в своем резюме, подстраивая его под нужды определенного клиента или потенциального работодателя. Если Вы собираетесь на собеседование в какое-нибудь агентство, которые прежде хотят увидеть Ваши работы в электронном виде, пришлите им свои материалы по почте. При этом, опять же, грамотно отбирайте все, что Вы им отправите. Сборная солянка никому не нужна, им намного приятно будет увидеть упорядоченную и красиво скомпонованную информацию, касающуюся Вашего опыта.
То же самое касается и фрилансеров, их клиенты обычно нуждаются уже в чем-то конкретном и определенном. Ваше портфолио в данном случае выступает как Ваша визитная карточка, поэтому оно должно меняться вместе с Вами и изменением потребностей Вашего потенциального клиента.
9. Дополнительные копии резюме
Я понимаю, что этот совет может прозвучать для Вас немного странно, ведь Вас потому и вызвали на собеседование, что уже посмотрели Ваше резюме. Однако, не забывайте о том, что Вы, наверняка, один из огромного количества других претендентов на данную должность или проект, поэтому стоит иметь кое-что и в запасе.
Лучше всего распечатайте несколько экземпляров своего резюме в дополнение к тому, что в портфолио уже есть один. Теперь Ваше портфолио начинается с презентации Вашего опыта, но при этом Вы можете дать еще один экземпляр своему собеседнику в нагрузку. Это особенно удобно и эффективно, когда Вы пришли на интервью, но сотрудник компании никак не может найти Ваше резюме среди всех остальных.
10. Портфолио всегда с Вами
«Это самые лучшие работы, которые я когда-либо видел! Можно мне оставить его на время себе, чтобы показать всем своим деловым партнерам?» Ох, да, я понимаю, очень приятно слышать такой комплимент в свой адрес. Однако, никогда в жизни никому не оставляйте свое портфолио, оно должно быть всегда вместе с Вами.
Только представьте, после того, как Вы выпустите его из рук, Вы уже никак не сможете повлиять на его судьбу, но при этом с ним может произойти что угодно. Его могут замарать, испортить, помять или просто-напросто потерять. Вы же не хотели бы, чтобы оно пролеживало свои дни у какого-нибудь сотрудника компании, с которой Вы уже давно не работаете, который будет использовать его как подставку под кофе.
Для того, чтобы не обидеть и не спугнуть потенциально Важного клиента, Вы можете предложить ему две альтернативы такой ситуации. Во первых, скажите ему, что Вы с радостью встретитесь вместе с ним его деловыми партнерами и сами все им продемонстрируете наглядно, так же, как и ему только что. Во-вторых, Вы можете легко выслать ему все свои работы факсом или на почту, что никак не повлияет на качество Ваших работ, но при этом все же сохранит Ваше резюме с Вами.
По-моему, советы получились очень интересными, развернутыми, а главное полезными и действительно эффективными. Если, по-Вашему, я что-то забыла упомянуть, обязательно сообщите мне об этом. Быть может, Вам тоже есть что нам всем рассказать? Оставляйте Ваши комментарии ниже!