Снова в школу: особенности адаптации школьников после каникул

Лето пролетело, и школьники, кто с радостью, а кто с сожалением о прошедшем отдыхе, с букетами наперевес и рюкзаками, полными чистых тетрадей, отправились на линейку. К сожалению, эмоционально подготовить ребенка к учебному году гораздо сложнее, чем просто купить ему все необходимое. Особенно это касается первоклашек и пятиклассников, перешедших из малышовки в интересный и сложный мир старших классов.

Школьник
shutr.bz

Проработав три года психологом в школе, я на собственном опыте поняла, что адаптация к учебному процессу не всегда проходит так легко и просто, как хотелось бы учителям и родителям. Но спокойствие, только спокойствие, в этой статье мы вместе разберем симптомы этой проблемы и как с нею бороться. Важно помнить, что в первые месяцы осени почти все дети, переживая новые впечатления, испытывают чувство тревоги. Постепенно привыкнув к одноклассникам и учителям, освоившись, ученики начинают меньше энергии тратить на переживания, связанные с отношениями в коллективе, и сосредотачиваются на учебе. Исключением являются, конечно, учащиеся выпускных классов, когда причастность к значимой группе сверстников становится важнее отметок в дневнике. Итак, в чем проявляются особенности адаптации школьника и чем ему могут в этом помочь родители? Давайте искать ответы вместе!

Боевая готовность

Все начинается с того, в каком возрасте вы отправляете ребенка в школу. Часто в 6 лет (хотя это и положенный возраст для первоклассника) дети еще не обладают достаточными признаками, чтобы высидеть, пусть даже всего четыре урока по 30 минут. Им хочется бегать, играть, попить воды, скушать бутерброд. Они отвлекаются, разговаривают, начинают ходить по классу. Со временем, конечно, они привыкают, что этого делать нельзя, и стоически терпят до перемены, хотя вкусности, собранные мамой, так и манят съесть их. Но одним детям это дается легче, другим сложнее, если физиологически они еще не созрели (это самый точный глагол, передающий смысл происходящего, — в этом возрасте как раз активно формируются лобные доли).

Читай также — Как приучить школьника к режиму дня после летних каникул

Именно они отвечают за волевые действия и контроль, а если они еще не успели «дозреть», первокласснику в разы сложнее заставить себя не отвлекаться от доски и слов учителя на цветастые заколки соседки по парте. Если ты заметила, что твой ребенок плохо концентрирует внимание и неусидчив, не спеши клеить на него диагноз «гиперактивный». Может, и так, а может, и нет, — только невропатолог может поставить подобный диагноз, и, если поведение ребенка вызывает у тебя беспокойство, поиск решения я бы рекомендовала начать именно с его кабинета. В домашних условиях тебе нужно постараться убрать лишние раздражители во время выполнения заданий, чтения и начинать с небольших временных промежутков в занятиях (10-15 минут), постепенно их увеличивая.

shutr.bz

Симптомы дезадаптации

Хочу обратить твое внимание, что трудности в привыкании к школе и всему, что с ней связано, бывают не только у первоклашек, но и у пятиклассников, десятиклассников и тех, кто перешел в другую школу или класс, сменив коллектив. Поэтому, если заметишь подобные симптомы у своего 14-летнего сына, не спеши искать у него в комнате легкие наркотики, может, он просто еще не освоился в классном коллективе:

    1. повышенная утомляемость;
    2. низкая работоспособность;
    3. нарушения сна, аппетита, головные боли;
    4. капризность;
    5. ночные кошмары;
    6. перепады настроения;
    7. у младших школьников некоторый регресс (детские интонации, сюсюканье, кривлянье, обгрызание ногтей).
shutr.bz

Также дезадаптация отразится на уровне успеваемости и активности в учебе, которые будут ниже ожидаемого. В сфере отношений повысятся конфликтность с одноклассниками и учителями, обидчивость и требование оставить его/ее в покое.

Требовательные родители

Причины сложностей в адаптации не всегда кроются в ребенке. Часто он лишь реагирует на происходящее стрессом и плохими оценками. При диагностике у школьников уровня адаптации исследуется наличие разных синдромов, основные из которых:

      1. страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
      2. боязнь учителей, контрольных, того, что вызовут к доске;
      3. запрет самовыражения;
      4. подавление потребности в достижении успеха.

Эти страхи и являются стимулом, провоцирующим реакцию ребенка симулировать болезнь, прогулять уроки.

Читай также — Детские истерики: как противостоять детским капризам

Вы, как родители, должны спросить себя: «А не подавляем ли мы нашего ребенка?», «Не навязываем ли мы ему свои желания?», «Не требуем ли мы от него слишком многого?». Если вы будете достаточно сильно поддерживать сына или дочь, они не будут бояться даже самого строгого учителя. Им не страшно будет высказывать свое мнение. Пока ребенок живет с вами — он всего лишь симптом того, что происходит в семье.

shutr.bz

Именно родители должны правильно рассчитать нагрузку, возлагаемую на плечи детей. Будь рядом, прислушивайся к своему сыну или дочери. Немного терпения, и вы преодолеете любые трудности адаптации! И ведь не так важно, будут ли они отличниками. А если тебе это все-таки очень важно, спроси себя, почему.

Если это нужно тебе, значит, это твои желания и амбиции, а ребенок и без золотой медали может стать успешным и профессиональным.