В контексте брачно-семейных отношений важное место занимают отношения родителей и детей. Права ребёнка признаются и защищаются на международном уровне, где каждое государство всячески сопутствует этой защите в институте семьи.
В случае же расторжения брака интересы детей должны учитываться и соблюдаться в первую очередь, так как они остаются в достаточно нестабильной ситуации во многих аспектах.
Определение места жительства детей
Одним из проблематичных вопросов остаётся определение места жительства детей, поскольку не всегда родители могут договориться мирно и упростить ситуацию, связанную с распадом семьи, для ребёнка. Особенно проблематичным этот вопрос выглядит, если брак был интернациональным, так как место жительства ребёнка определяется не городами, а странами. Логично возникает ряд вопросов, связанных с применимым правовым полем, юрисдикцией иностранных и национальных органов по вопросам защиты прав и интересов детей, а также признанием решений иностранных уполномоченных учреждений.
Правовое поле, распространяющееся на защиту прав детей, достаточно развито как на международном, так и на национальном уровне. В связи с этим необходимо упомянуть Конвенцию ООН о правах ребёнка 1989 г., а также Гаагскую Конвенцию о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г., если мы говорим о международных нормативно-правовых актах. Также, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах (Минская конвенция) 1993 г., которая является региональным универсальным нормативным актом для стран СНГ. На национальном уровне данный вопрос регулируют Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 № 2947-III (далее – СК Украины), Закон Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 № 2709-IV (далее – Закон), а также ряд других специальных законов.
Определение места жительства детей, как юридический факт, может возникать в связи с рядом правовых ситуаций, возникающих в международном частном праве. Превалирующей ситуацией при этом остаётся расторжение, так называемого, «интернационального брака», т. е. брака, заключённого между лицами с разным гражданством, либо за границей, либо в консульском учреждении/дипломатическом представительстве. При этом таково расторжение зачастую сопровождается спором об определении постоянного места жительства ребёнка. В целях защиты детей, а также увеличения ответственности родителей в ряде случаев международным правом выработаны нормы и правила, которые позволяют урегулировать данный вопрос.
В первую очередь возникает проблема определения права и государства, органы которого компетентны принимать меры по защите прав ребёнка, где права опеки и попечительства, а также определения места жительства (как производное право) рассматриваются как составляющие общих мер защиты. Статья 5 Конвенции ООН 1989 г. предписывает, что судебные или административные органы Договаривающегося Государства обычного места проживания ребёнка имеют юрисдикцию принимать меры, направленные на защиту лица или имущества ребёнка. В случае же изменения обычного места проживания ребёнка на другое Договаривающееся Государство, юрисдикцию имеют органы Государства нового обычного места проживания.
Украина, присоединяясь к данной Конвенции, сделала оговорку, указав на то, что компетентным органом на территории нашего государства является Министерство юстиции Украины (Закон от 14.09.2006 г. № 136-V). Что касается применимого права, то ст. 15 Конвенции предусматривает применение национального права компетентного органа. В тоже время существует оговорка, позволяющая применять право наиболее тесной связи, если того требует ситуация.
В свою очередь, ст. 34 Минской конвенции 1993 г. гласит, что в делах об установлении или отмене опеки и попечительства компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, по отношению которого устанавливается или прекращается опека и попечительство, если другое не установлено этой Конвенцией (т.е. по отношению ребёнка). Применимое же право логично определено ст. 33 Конвенции как право гражданства лица, по отношению которого устанавливается или прекращается опека и попечительство. На национальном уровне Закон предусматривает, что права и обязанности родителей и детей определяются личным законом ребёнка (т.е. места последнего проживания и/или гражданства) или правом, которое имеет наиболее тесную связь с соответствующими отношениями, и если оно является более благоприятным для ребёнка (ст. 66).
Если же компетентными определены национальные органы, то уполномоченными на решение спора о месте проживания ребёнка являются суд и органы опеки и попечительства, что предусмотрено нормами СК Украины (ч. 1 ст. 161). Исходя из вышеуказанных норм, можно сделать вывод о том, что нормативно предусмотрено содействие интересам ребёнка путём установления связи с его гражданством или постоянным местом жительства, что логично также дополнить критерием совместного места жительства детей и родителей. При этом круг полномочных органов внутри каждого отдельного государства может отличаться, но зачастую он идентичен национальным органам в лице суда и органов опеки и попечительства.
Спорные правоотношения в других странах
Для практической оценки результата спорных правоотношений рассмотрим применимость указанных норм в различных правопорядках, так как предполагать их рассмотрение лишь в контексте национального судопроизводства было бы ошибочно.
Право в Кипре
Например, в случае расторжения брака на Кипре вопросы попечительства над ребёнком решаются в суде. При этом ребёнок может остаться на попечении одного из родителей, либо, если есть соответствующее соглашение, забота о нём будет возложена одновременно на обоих родителей с определением места проживания ребёнка.
Читайте — Заключение и расторжение брака с иностранцем: о чем нужно знать
Стоит также отметить, что при вынесении решения суд, как правило, учитывает отношения ребёнка с каждым из родителей, а также с братьями и сёстрами, возможные соглашения между родителями по вопросу об управлении имуществом ребёнка. В качестве главного критерия рассматриваются интересы несовершеннолетнего. Практика свидетельствует о том, что часто принимаются решения в пользу отца-киприота, а не матери – гражданки третьей страны. Определяющими аргументами выступает имущественное положение, которое гарантирует будущее ребёнка, а также значительное количество близких родственников, готовых оказать помощь в воспитании. Кроме того, по закону родители обязаны содержать несовершеннолетнего ребёнка совместно, путём внесения вклада каждого в соответствии с возможностями.
Право в Англии
В Англии данные вопросы урегулированы Актом о детях 1989 года, который устанавливает, что при осуществлении своих прав родители должны принимать во внимание возраст, взрослость и понимание ребёнка в конкретном вопросе, который должен быть решён: чем старше ребёнок, тем больше внимания родитель должен уделять его желаниям и намерениям. При этом установлено, что никакое лицо не вправе увезти ребёнка за пределы юрисдикции английских судов без письменного на то разрешения всех лиц, имеющих родительские права. Суд, рассматривая споры по данному вопросу, должен решить, будет ли в интересах ребёнка такое изменение места проживания, хорошо ли спланирован переезд ребёнка, и получит ли ребёнок там такие же возможности к образованию, общению и т.д., которые свойственны для ребёнка его возраста.
Суды исходят из того, что вся польза, связанная для ребёнка с переездом и сменой юрисдикции должна быть сравнима с тем вредом, который будет нанесён отношениями между ребёнком и другим супругом, принимая во внимание возможности другого супруга навещать ребёнка на ином месте жительства. В общем, английским судам присуще принимать во внимание благосостояние и интересы ребёнка в первую очередь, а также не замедлять процесс рассмотрения вопроса, так как существует презумпция, что любая задержка в разрешении вопроса негативно влияет на благосостояние ребёнка.
Право в Германии
Право Германии вопрос несовершеннолетних детей преимущественно рассматривает на основании договорного режима супругов. В то же время, если имеет место спор между родителями, компетентным в данном вопросе будет суд, с обязательной опорой на мнение Ведомства по делам несовершеннолетних. Суд всегда изначально исходит из равенства прав родителей, не отдавая предпочтение одному из них. По достижению же ребёнком возраста трёх лет суд также учитывает его мнение.
Если мать и отец не могут прийти к единому мнению, то необходимо через адвоката указать желаемый вариант распределения их прав. При этом суд в своём решении будет исходить из фактов, обязательно руководствуясь мнением Ведомства по делам несовершеннолетних, соответствующих дошкольных организаций, а также заключением эксперта, имеющего богатый опыт общения с детьми и предварительно побеседовавшего с каждой из сторон, кто из супругов более способен обеспечить интересы ребёнка (детей), при ком из родителей он (они) будут развиваться гармоничнее, к кому он (они) имеют большую эмоциональную привязанность.
Отдельно предусмотрено, что если один из супругов пожалуется на то, что другой может увезти ребёнка за границу без его согласия, то родительские права на данного ребёнка при определённых обстоятельствах могут перейти сначала Ведомству по делам несовершеннолетних, хотя ребёнок будет постоянно проживать с одним из родителей, а затем при ухудшении ситуации на усмотрение государственных органов, одного или обоих родителей могут через суд лишить прав опеки.
Из вышеуказанного следует, что в случае возникновения спорных правоотношений, связанных с правами родителей и детей, одному из родителей необходимо реализовать своё право путём обращения в соответствующие компетентные органы, решение которых и уполномочит определить дальнейшее место жительства ребёнка. При этом, как мы видим, закон всё же исходит из интересов ребёнка, устанавливая правовую связь с его постоянным местом жительства.
Обобщение судебной практики в Украине по определению места жительства ребенка
Обобщение судебной практики национальными судебными органами выработало ряд рекомендаций в связи с данными правоотношениями. Так, в Письме Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 16.05.2013, № 24-754/0/4-13 «О практике рассмотрения судами гражданских дел с иностранным элементом» говорится следующее. При разрешении дел об определении места проживания ребёнка следует руководствоваться ст. 66 Закона Украины «О международном частном праве». При рассмотрении споров об определении места проживания ребёнка при участии иностранцев судам следует руководствоваться «законом суда», то есть при определении подсудности может применяться общая территориальная, альтернативная, исключительная и договорная подсудность.
Читайте — Суррогатное материнство в Украине: тонкости законодательства
Кроме того, подчёркивается, что при рассмотрении вопроса об определении места проживания ребёнка, следует руководствоваться положениями Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 г., Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г., Конвенции о контакте с детьми 2003 г., Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г., а также Европейской конвенции о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и о возобновлении опеки над детьми от 20.05.1980 г., межгосударственными договорами Украины и окончательными решениями Европейского суда по правам человека.
Также, возвращаясь к вопросу компетентных органов, предусмотрено, что при рассмотрении дела об определении места проживания ребёнка между иностранцем и гражданином Украины в случае, когда ребёнок проживает на территории Украины, суд привлекает третьим лицом орган опеки и попечительства по месту проживания ребёнка.
Анализ же судебной практики сугубо на национальном уровне говорит о том, что судами всё же учитываются различные критерии для определения прав одного из родителей и соответственно места жительства ребёнка. При принятии решений суды исходят как с материальных (возможность обеспечивать ребёнка, бытовые условия для него, уровень заработной платы родителя), так и с моральных (преимущественное отношение ребёнка к одному из родителей, предоставляемый уровень воспитания, фактические взаимоотношения между родителем и ребёнком) критериев. Решающими также определяются сведения, которые содержатся в различных характеристиках, например, с места работы, учёбы, а также врачебные (в части алкогольной или наркотической зависимости) о родителях.
Неединичны случаи пересмотра судебных решений, которые были вынесены в пользу одного из родителей, исходя лишь из его материального состояния. Кроме того, суды часто ссылаются на применение ст. 6 Декларации прав ребёнка 1959 г., которая гласит о том, что малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. Последнее говорит о том, что превалируют всё же решения в пользу матери ребёнка, основанные на более тесной связи.
Признание и исполнение решений компетентных органов на территории иностранного государства
Что касается признания и исполнения решений компетентных органов на территории иностранного государства, то таково должно осуществляться в рамках международных договоров, подписанных государствами, либо же на основании документов, выданных компетентными органами иностранного государства и легализированных в установленном законом порядке. В связи с вышеуказанным, на практике возросло количество случаев незаконного перемещения детей через границы родителями, чьи права на детей не признаны, а также трудностей выполнения решений иностранных юрисдикционных органов.
При этом следует говорить о том, что таковы действия нашли отображения в нормативном урегулировании, а защита прав правомочных родителей осуществляется. В развитие разрешения указанной проблемы существует ряд международных актов, предписания которых призваны её решить. Среди них стоит упомянуть, кроме вышеуказанных, Конвенцию Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192, Европейскую конвенцию о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и о возобновлении опеки над детьми от 20.05.1980 г. СДСЕ № 105. Например, ст. 9 Конвенции о правах ребёнка 1989 г. провозглашает, что государства-участники обеспечивают, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребёнка.
Кроме того, ст. 11 предусмотрено, что государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. С этой целью государства-участники содействуют заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединяются к действующим соглашениям. В свою очередь, ст. 7 Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей 1996 г. устанавливает предписания о компетенции органов, которые уполномочены осуществлять действия для защиты прав ребёнка в случае незаконного перемещения или незаконного удержания. Таковыми признаются органы Договаривающегося государства, в котором ребёнок обычно проживал непосредственно перед перемещением или удержанием. При этом данная юрисдикция сохраняется до тех пор, пока ребёнок не приобретёт место обычного проживания в другом государстве.
Также, данная норма даёт определение таким действиям как незаконным, если они нарушают права опеки, которыми были наделены, совместно или индивидуально, лицо, организация или иной любой орган в соответствии с правом государства, в котором ребёнок обычно проживал до перемещения или удержания; во время перемещения или удержания эти права действительно осуществлялись совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не перемещение или удержание. Отдельным нормативным актом в этом вопросе выступает Конвенция Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192, которая предусматривает правила осуществления общения между родителями и детьми, которые находятся на территориях разных государств. Важными в контексте данной Конвенции рассматриваются меры защиты и гарантии, предпринимаемые в отношении контактов, а также предписания о возврате ребёнка.
В частности, речь идёт о том что, если ребёнок в конце периода трансграничного контакта не возвращён, компетентные органы, по запросу, обеспечивают незамедлительный возврат ребёнка, применяя соответствующие положения международных документов, внутреннего законодательства, и осуществляя такие защиты и гарантии, какие могут быть предусмотрены в распоряжении о контакте. При этом установлен срок возвращения ребёнка, который составляет шесть недель со дня заявления о возврате (ст. 16 Конвенции).
Читайте — Домашнее насилие в Украине: куда обращаться за помощью
На национальном уровне данному вопросу также уделено внимание. В частности, ст. 162 СК Украины устанавливает, что если один из родителей или другое лицо самовольно, без согласия второго из родителей или других лиц, с которыми на основании закона или решения суда проживал малолетний ребёнок, или детского учреждения, в котором по решению органа опеки и попечительства или суда проживал ребёнок, изменит его место жительства, в том числе способом его похищения, суд по иску заинтересованного лица имеет право постановить решение об отобрании ребёнка и возвращении его по прежнему месту жительства. При этом на лицо, самовольно изменившее местожительство малолетнего ребёнка, возложена обязанность по возмещению материального и морального ущерба, причинённого тому, с кем он проживал.
Таким образом, похищение и незаконное удержание детей (даже осуществимое родителями) пресекается на межнациональном уровне, тем самым обеспечивая защиту прав и интересов ребёнка, который сам себя в силу возраста, защитить не может.
Для надлежащей организации данных правоотношений необходимо рассмотреть ряд средств оптимизации, которые позволят в дальнейшем предусмотреть развитие событий в пользу как ребёнка, так и одного из родителей, заинтересованных в защите его прав и интересов. Отношения родителей и детей можно предварительно урегулировать, исходя из двух режимов – легального и договорного. В контексте легального режима необходимо исходить из анализа правовых норм, которые будут применяться в том, или ином случае.
Имеется ввиду, что ориентирование в правовом регулировании может помочь в предотвращении непредвиденных ситуаций. Так, исходя из предписаний национального и иностранного законодательства, можно будет сделать вывод о преимуществе в выборе гражданства, либо определении постоянного места жительства ребёнка, либо концентрации имущества ребёнка (которые являются решающими факторами, исходя из анализа, приведённого выше).
Кроме того, анализ легального регулирования важен ещё и в связи с компетентными органами, которые будут решать вопрос места жительства ребёнка. Исходя из небольшого очерка различных правопорядков (Кипр, Англия, Германия), становится ясно, что каждый из них частично различен и исходит иногда из разных критериев в решении рассматриваемого вопроса. Что касается договорного режима, то таков рассматривается в двух направлениях – при заключении брачного контракта и при заключении соглашения о контакте (частный случай).
В случае заключения брачного договора возможным является рассмотрение вопроса о месте жительства ребёнка на случай развода, а также объеме прав каждого из родителей. Выбор такого способа оптимизации является преимущественным в связи с тем, что институт брачного договора распространён в большинстве иностранных правопорядков. При этом предмет такого договора (в части отношений с детьми) должен содержать положения о месте проживании ребёнка в случае развода, обязанности супругов (одного из них) принимать участие в воспитании ребёнка, беспрепятственном общении каждого из родителей с ребёнком, условия общения при наличии ограничений в отношениях с одним из родителей (дни, часы, места встреч), вопросы оплаты обучения ребёнка и прочее.
Данный способ урегулирования отношений является привлекательным ещё и потому, что договор можно заключить и до вступления в брак, и во время пребывания в нём, а также то, что содержание может претерпевать изменения на протяжении супружеской жизни.
Читайте — Как проходит процесс усыновления в Украине: порядок и особенности
Что касается соглашения о контакте, то таково рассматривается в рамках Конвенции Совета Европы о контакте с детьми от 15.05.2003 № ETSN192 и имеет место уже после факта развода и установленного места проживания с одним из родителей. Но стоит сделать оговорку о том, что данные договорные отношения распространяются и регулируются только в отношении стран, которые присоединились к Конвенции. Данное соглашение заключается с целью регулирования отношений между родителями и детьми, в случае, когда каждый из бывших супругов живёт в разных Договаривающихся государствах, а неконтролируемый контакт с ребёнком не соответствует наивысшим интересам последнего. Данный способ оптимизации необходимо рассматривать в случае наличия риска похищения и незаконного удержания ребёнка другим из родителей, а также наличия других рисков, связанных с безопасностью и несвоевременным возвратом ребёнка.
Таким образом, определение места жительства ребёнка в международном частном праве рассматривается как отдельный коллизионный вопрос. При этом таков урегулирован на основании многочисленных международных и национальных нормативно-правовых актов, наивысшим приоритетом которых являются интересы ребёнка. При этом основной упор сделан на привязку к правовому регулированию, связанному с гражданством и постоянным местом жительства ребёнка для минимизации различного рода ущербов для его личности.
Судебная практика по данному вопросу неоднозначна в связи с наличием различных правопорядков и характеризуется применением разных критериев, которыми руководствуются уполномоченные органы, наделяющие правами одного из родителей, управомоченного в т.ч. определить место жительства ребёнка. Также международные отношения, связанные с взаимоотношениями родителей и детей, характеризуются таким негативным явлением как похищение и незаконное удержание ребёнка неправомочным родителем, о чём были сделаны отдельные оговорки.
Исходя из вышерассмотренного анализа, удалось предложить отдельные способы оптимизации данных правоотношений, среди которых рассматриваются легальный и договорной. Наиболее же приемлемым при этом остаётся договорной, так как он позволяет урегулировать правоотношения, исходя из конкретно сложившихся обстоятельств.