Несмотря на то, что второй сезон культового сериала «Крепостная» подошел к концу, говорить о нем можно еще долго. В спецпроекте программы «Вікна-новини» на СТБ корреспондент Артем Сорокин продолжает показывать закулисье костюмированной драмы. В одном из сюжетов речь пошла об украинских традициях и обрядах, без которых нельзя представить жизнь конца 19 – начала 20 столетия и, конечно же, саму «Крепостную». Чем на самом деле свекрови покрывали голову новоиспеченным невесткам и как играли свадьбу – дальше в материале.
Место, где год назад снимали обжинки, – музей под открытым небом в Пирогово.
«В принципе я об этих обрядах знал из литературы, но воочию увидел благодаря съемкам», – признаемся актер Михаил Гаврилов.
На обжинках его персонаж, холодный и жестокий помещик Григорий Червинский, единственный раз за весь сериал был добрым и щедрым к селянам, ибо они собрали для него хороший урожай. Традиционно за это паны благодарили магарычом с гуляниями.
Обряды – это то, чем особенно гордятся создатели «Крепостной». И для сценаристов, и для режиссеров было очень важно показать исторически точно и правдиво именно украинские традиции.
«Мы все любим свою украинскую культуру. Конечно, нам хотелось показать и панскую жизнь, и народную. Как жнут в поле, как серпами работают. Мы актеров учили все это делать. И мы с большим уважением, конечно, отнеслись к традициям», – рассказывает Максим Литвинов, режиссер-постановщик сериала.
Не менее важное место занимают обрядовые песни. Одна из них, к примеру, звучит во время так называемой «улицы» – летнего варианта гуляний. Начинаются они в «Крепостной» с народной рекрутской песни («Била мене мати»).
«Мы с девчонками были просто как Spice girls 19 столетия», – смеется актриса Слава Красовская, сыгравшая норовистую Галю.
Читайте — 7 фильмов о моде, которые стоит посмотреть каждой женщине
А что стало настоящим испытанием для авторов костюмированной драмы – так это народная свадьба. Из-за нее после рецензии этнографа пришлось переписывать уже готовый сценарий!
«Люди доверяют увиденному. Они смотрят и думают, что все правильно сделано. Нельзя обманывать их и разрушать доверие. И мы очень рады, что к нам прислушались, –отмечает этнограф-музыковед Ирина Даниленко. – Воссоздать свадьбу вообще очень сложно. Мы старались. Ездили в экспедицию в села к бабушкам, перенимали традиции из уст в уста».
Актриса Слава Красовская также добавляет, что особую атмосферу задавал ансамбль: «Они выбирали именно те свадебные песни, которые использовались в то время. Было полное ощущение реальной свадьбы. Прямо плакать хотелось».
Открытием для создателей «Крепостной» стало то, чем раньше свекровь на свадьбе покрывала голову новоиспеченной невестке. Традиция эта сохранилась и по сей день. А вот ее аутентичное исполнение под силу разве что этнографам.
Креативный продюсер сериала Тала Пристаецкая рассказывает: «Всем нам сегодня кажется, что невесте, когда снимали веночек, надевали платок. Но это не он. На нее надевали наметку, вязание которой – целое искусство. Поэтому, когда Гале ее вяжут, справа по кадру стоит наш консультант-этнограф, которая делает это своими руками так, как это делали именно в те времена».
Читайте — Как пройти кастинг в кино
Народная свадьба стала испытанием и для костюмеров. Наряд молодых и гостей должен был отвечать не только времени, но и региону. В «Крепостной» – это Черниговская область.
Главная художница по костюмам в сериале – Антонина Белинская – отмечает: «Мы собрали вещи по коллекционерам. Это одежда конца 19 – начала 20 века. На съемке у нас было около 50 настоящих комплектов, в которых играли раньше свадьбы. И я уверена, что в рубашке, в которой Галя выходила замуж, была в день свадьбы и какая-то девушка в 19 веке. Потому что это именно свадебная вещь».
Креативному продюсеру, Тале Пристаецкой, так понравилось работать над воссозданием украинских обрядов, что теперь она мечтает о целом кино, полном метре, местом действия которого стала бы украинская народная свадьба.
«На самом деле, это моя мечта – в будущем показать весь обряд, потому что-то, что у нас показано в сериале, – это маленькая-маленькая-маленькая деталька огромного обрядового искусства», –говорит Тала Пристаецкая.