Гохуа — китайская национальная живопись

Гохуа — это национальная живопись Китая. Ее появление относят к глубокой древности. Она своеобразна и очень хорошо ложится на материал. Пишутся китайские картины тушью, растительными и минеральными красками на шелке, а также на бумаге из хлопка или на особой бумаге из тонкого мягкого волокна. Картины могут быть в форме горизонтальных свитков, чтобы расположить их на столе, а для украшения стен используют вертикальные свитки.

Гохуа - китайская национальная живопись

Художники пользуются кистями разных размеров, от очень толстых до очень тонких. Штрих может быть мощным, как дракон, или легким, как облако. Отличительной чертой китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, а в европейской живописи образы выражаются с помощью формы и объема, светотени и цвета.

В Китае давно уже говорят о близости каллиграфии и живописи. Каллиграфы и художники работают одинаковыми инструментами и материалами. У них одинаковый способ письма — линейный. Каллиграфия и живопись связаны между собой и продвигаются вперед одновременно. Благодаря простым линиям художники в Китае достигли высокого мастерства и создали величайшие произведения искусства.

В своей работе каллиграфы и художники используют мягкую пористую бумагу, которая изготавливается из волокон бамбука или конопли. А одними из главных орудий их труда являются кисть и тушь. Для приготовления туши растирают специальные черные брусочки с водой и доводят эту массу до жидкого или густого состояния. Полученная тушь бывает самых разнообразных тонов. При написании картин мастера пользуются правилом, по которому как тушь, так и цвет не должны мешать друг другу. Китайский живописец дает простор своим мыслям и действиям, создавая прекрасный мир. Создать ощущение бесконечности реки, которая видна сверху или сбоку, показать обилие ландшафтов — все это может сделать китайский мастер на бумажном или шелковом свитке.

Веер в стиле Гохуа

Шесть принципов живописи были определены ее родоначальником Сэ Хэ. Реализм — один из принципов китайской живописи, связанный с непосредственным наблюдением, предполагает и наличие ряда условностей. Особенно это касается тонкости деталей декорации. Очень часто в живописных полотнах китайских мастеров находят свое воплощение самые различные философские идеи. Это такие учения, как конфуцианство, буддизм и даосизм. Художники должны руководствоваться таким важнейшим правилом, как передача «одухотворенного ритма живого движения», присущего всей природе. Надо передать основу, сущность природы, а не ее натурализм. И один из этих принципов мы указали чуть выше.

Пейзаж Гохуа

В китайской живописи устанавливают свои определенные жанры: «цветы и птицы», «горы и воды». Это наиболее распространенные жанры. Издавна китайская живопись связана с идеями древней космогонии. Определяют структуру живописного полотна такие начала, как Земля и Небо, они-то и развивают внутреннее действие картины. «Определи место Неба и Земли, а среди них расположи пейзаж» — этому учат художника различные сочинения по искусству.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Обсудить

Свежий взгляд