Эксклюзив. Георгий Делиев: «В 90-х годах люди были более гибкие и более восприимчивы к каким-то необычным идеям»

Как мы и обещали, публикуем интервью с Георгием Делиевым, которое заканчивает трилогию «Маски». Конечно же, мы не могли не поговорить о знаменитых «Масках-шоу», которые время от времени каждый из поколения 90-х вспоминает с ностальгией.

Георгий Делиев

Очень многие ностальгируют по «Маскам-шоу», и, когда я рассказывала, что иду к вам на интервью, просили спросить, скучаете ли вы по «Маскам».
Конечно, я скучаю по тому периоду, потому что были очень большие возможности. И вся наша съемочная группа, мне кажется, очень успешно использовала тот опыт. Такого до нас никто никогда в мире не делал. Мы ориентировались на великих «немых»: Чаплина, Бастера Китона, братьев Маркс. Взяли за основу ту форму немого кино, а фактически снимали все про современную реальность. И это очень легко воспринималось зрителями, такое визуальное искусство позволяло смотреть один фильм по несколько раз, и с каждым просмотром все воспринималось по-другому. «Маски» живы до сих пор и не потеряли свою актуальность, хотя времена изменились: унитазы с высокими бачками, стационарные телефоны со шнурами не сохранились. Многое из этих атрибутов современное поколение уже и не вспомнит, но сюжет по-прежнему смешит.

Не думали снова снять несколько серий?
Мышление современного человека будет так же охотно воспринимать новые сюжеты «Масок-шоу», если их снимать сейчас. Но все предложения, которые поступали со стороны российских и украинских телеканалов, были невнятны. Хотели получить то же самое, но при этом в десять раз дешевле. А делать без того, былого размаха нам уже неинтересно. Если делать, то так же интересно, дорого и ярко. Нужно строить декорации, исполнять трюки, хотя современная компьютерная графика намного дешевле.

Маски-шоу

Почему-то вспомнились моменты из «Масок», где был одесский колорит. Вы можете выступить в качестве эксперта по одесскому юмору, поэтому скажите, чем отличается пресловутый одесский юмор от иного другого?
Я сам на профессиональном уровне не рассматривал одесский юмор, потому что все, что мы делаем, — это международный юмор. Были, конечно, моменты одесского юмора, например, в 1993 году я снимал «Маски в Одессе». Привоз, очередь за пивом, воришка… События могли происходить в любом другом городе, но я снимал на узнаваемых одесских объектах: Привоз, памятник Дюку, пляжи. А что касается того, как шутят одесситы, то, очевидно, есть специфика.

Читай также — Эксклюзивно. Наталья Бузько: «Студенты не пытаются меня закадрить»

Я проверял: в Одессе в аэропорту или на вокзале таксисты спрашивают: «Куда ехать?» Я говорю: «Спасибо, я на метро». И сразу раздается смех, а в других городах, где, как и в Одессе, не найдешь метро, я говорю ту же фразу и мне отвечают, что метро нет. Или захожу в магазин пирожных в Одессе и говорю: «А пирожное есть у вас?» Мне продавцы отвечают шуткой на шутку, а в других городах не понимают и говорят: «Конечно, это же магазин!» Начинают все объяснять. Одесские гаишники, когда останавливали, просили рассказать прикол или анекдот, а в других городах не просили шутить.

Вся так называемая творческая богема съезжается в столицу. Вы никогда не думали о том, чтобы переехать жить в Киев?
Думал. Было много периодов, когда я подолгу работал в Киеве, но Одесса для меня родная. Была возможность и за границей нашей родины жить, поступали предложения снимать для европейского зрителя «Маски-шоу» в Германии, но с таким уклоном моментов, которые были бы узнаваемы для французов и итальянцев. У них есть определенные стереотипы и они отличаются от наших. Но если бы это выходило там, то было бы интересно и у нас, но не получилось. Похоже, внутренние профсоюзы не хотели, чтобы иностранцы отнимали у них работу. А у нас сегодня, если я представлю новый проект, которого нигде в мире не было, мне скажут, что такого не было и это не пройдет. У нас в стране хотят делать то, что уже было, а это значит — работать в уже существующих форматах и стандартах. Мне это неинтересно. Понимаете, например, англичане что-то придумают, уходит два года на то, чтобы это все вышло на экран. Пока продукт увидят у нас, проходит еще два года. Шесть лет проходит, пока это дойдет к нам. Зачем проходить все эти сложные этапы, если можно сразу же придумать гениальный сценарий, снять это и запустить, сразу добившись успеха? Мне это понятно, а телевизионные магнаты этого не понимают. Они живут своими стандартами.

Георгий Делиев

То есть?
Я предоставлял яркие, интересные короткометражки, которые могут составить киноальманах (сейчас это опять стало модно). И когда я подавал сценарий художественного фильма на питчинги госфинансирования, они не прошли. Я понял, что никогда не пойму мышление киномагнатов и кинопродюсеров. Когда почитал рецензии, возникло впечатление, что меня отбросили на 30 лет назад. Поверьте, даже в 90-х годах люди были более гибкие и более восприимчивы к каким-то необычным идеям.

Читай также — Эксклюзивно. Борис Барский: «Когда мне говорят: «Прикольный дед!», думаю: прикольный — нормально, а дед — рано»

Сейчас с этим тяжело. На конференциях все талдычат: «Чего-то нет хороших сценариев, режиссеров хороших нет. Куда они все подевались?» У меня сразу возникает вопрос: а какое отношение эти люди имеют к хорошим сценаристам и режиссерам, если они ничего в этом не понимают? Я когда с ними общаюсь и слышу, чего они желают, то мне хочется взвыть. Когда мне объясняют кинотелемагнаты, что нужно снимать и как, мне хочется ответить: «Так напишите сценарий и снимите сами. Вы же все знаете». Впрочем, в 90-х мы находили язык с сильными мира сего.

Именно по причине недопонимания с медиа вы решили запеть?
Нет, мы играем рок-н-ролл на байк-шоу, именно там такую музыку любят. На корпоративы и свадьбы не зовут, видимо, такая музыка для другого. Кстати, давно не играли, а сейчас снова начинаем. Я недавно был в Южной Корее, у меня есть с собой тревел-гитара — это полноценная гитара, которая складывается и помещается в чемодан, так вот, я там написал девять полностью готовых песен. А сейчас просто жду подходящей возможности, чтобы где-то это сразу записать и выпустить. Особо не вкладываю в то, чтобы это популяризировать, все как-то течет само, у меня нет продюсера.

Георгий Делиев

У вас были удачные совместные работы с Винницкой, Большим. Скажите, по какому принципу вы выбираете исполнителей для дуэтов?
Мне захотелось спеть с Аленой Винницкой. Встретились, поговорили.

До этого общались?
Были знакомы, но мы не дружили и не пересекались. Потом с Лешей Большим, опьяненные успехом, записали дуэт. Еще у меня был дуэт с «Запрещенными барабанщиками», но клип я не стал снимать. Смешная, веселая песня «Картопелька», с «Братьями Карамазовыми» записал «Добро и зло», но это авангардная песня и ее так просто не запустишь.

Георгий Делиев

Мы с вами поговорили о многих сферах творческой деятельности… Так чего же вам все-таки больше хочется?
Конечно же, кино. Думаю, что и я, и мои коллеги соскучились по нему. Хочется снять глубокий фильм — такой, чтобы одновременно еще и развлекательный был.

Надеемся, что в скором будущем идеи Георгия Делиева воплотятся, и мы получим большую дозу качественного юмора.

СХОЖИЕ СТАТЬИ

Обсудить

Свежий взгляд