Что такое франчайзинг? Раскрученный вид бизнеса очень часто доходит до такой степени известности, что дополнительную прибыль начинает приносить не только непосредственная деятельность фирмы. Но и само ее имя, или, как принято в терминологии маркетинга, бренд фирмы. К примеру, фирма «Кока-кола» львиную долю своих прибылей получает за счет продаж своих брендовых товаров. Название фирмы красуется на многих видах продукции бытового и небытового назначения. На фирму работают вспомогательные фирмы других целых национальных сетей во многих странах мира, куда поставляется продукция, созданная по технологии «Кока-кола». Происходит эксплуатация технологий, рецептов, товарных знаков. Все это продается бизнесу, заинтересованному быстро стартовать на готовых условиях.
Именно для быстрого старта в свое время была создана система франчайзинга. Сущность ее заключается в преимуществах, которые предоставляет продавец услуг франчайзинга своему потребителю.
Франчайзер передает покупателю проверенную десятилетиями на собственном опыте технологию маркетинга. Он же снабжает клиента всей необходимой деловой документацией, частью клиентуры на отдельном участке торговых действий. В лизинг продается оборудование, применяемое при производстве фирменной продукции франчайзера, большая часть комплектующих материалов, фурнитуры, одежды для персонала будущих предприятий, различных приспособлений для поддержания высокого качества товаров. Франчайзи ( фирма-потребитель услуг франчайзинга) обязуется перед своим «старшим братом» обеспечивать надлежащий, соответствующий строгим требованиям стандарт, которые уже были внедрены однажды в производство франчайзером. При заключении таких договоренностей фирма-франчайзи выплачивает франчайзеру так сумму, которая носит название паушального взноса. Это вознаграждение за весь комплекс услуг и товаров, которые будут применяться при быстром бизнес-старте нового субъекта хозяйствования.
Практика доказала немало преимуществ этой системы. Значительная часть экономики развитых стран Европы и Америки была создана при помощи системы франчайзинга. Этот способ выстраивания деловых отношений как является локомотивом серьезного бизнеса, поскольку дает малому бизнесу прочную опору на начальном этапе.