Наверняка тебе знакома ситуация, когда, перебирая старые вещи, ты просто диву даешься, как могла купить нечто подобное. Например, эти босоножки странного цвета, которые не подходят ни под один наряд, а от этого платья так и не оторвана бирка… Сомнительного качества бижутерия, десяток блесков и лаков для ногтей всех цветов радуги, которые ты использовала всего несколько раз. У каждой из нас есть свои слабые места во время шопинга: у кого-то страсть к джинсам, у кого-то, подобно Керри из «Секса в большом городе», к обуви или, как у Кати Осадчей, — к шляпкам. Но результат всегда один и тот же — захламленное пространство, полный шкаф одежды, а выбрать нечего. Знакомая картина?
Мимолетная радость удачной покупки улетучивается после нескольких выходов с новой сумкой, шкафы и полки забиты модной и не слишком одеждой — как понять, что страсть к покупкам вышла из берегов? Предлагаю тебе в этой статье разобраться, в каком моменте мы попадаемся на крючок с пометкой sale, почему мы так любим шопинг, тратим на это массу денег и свободного времени. Надеюсь, эта статья спасет твою квартиру от угрозы превратиться в барахолку, а банковский счет мужа — от разорения.
Под красивой обложкой
Журналы, социальные сети, светские хроники — все подталкивают нас купить очередной must have этого сезона, незаменимую сумку/пальто/купальник, даже бутылку для воды или расческу. Пролистывая свою ленту в «Инстаграме», я не перестаю удивляться изобретательности и креативности людей, предлагающих нам приобрести все на свете.
Читай также — Как не разориться на шопинге: 5 секретов экономии
Сразу вспоминаются слова Фредерика Бегбедера из его знаменитых «99 франков» о том, как рекламщики внушают нам, что мы хотим именно это и больше не сможем обойтись без него ни дня. Индустрия рекламы придумывает все новые и новые способы, как привлечь нас в сети шопинг-молов и гипермаркетов. Для тех же, кто позиционирует себя как индивидуалистов и противников масс-маркета, пиарщики придумали чудесный ход: нишевые бренды, индивидуальный подход, пометку «эко». Но все это лишь разные способы привлечь как можно больше клиентов, подключив все виды распространения рекламы. Так, например, «Инстаграм» выступает аналогом так называемого сарафанного радио. Мы подписываемся на it girls и beauty-блогеров, которые доверительно рекомендуют попробовать нам #провереноработает и делятся своими впечатлениями. Так, почитав про очередной чудо-крем или незаменимый консилер, сразу начинаешь задумываться о необходимости покупки. Кстати, теме нашей любви просматривать чужие фото и подписываться на звезд и модниц в соцсетях я планирую посвятить отдельную статью. Поэтому вернемся к нашей любви тратить время и деньги на шопинг.
На грани допустимого
Предлагаю тебе честно отметить подходящие пункты, чтобы разобраться, присутствуют ли у тебя симптомы шопоголизма:
- Тебе необходимо купить какую-то вещь, пусть даже мелочь (заколку, тени, носки), но как минимум раз в неделю.
- Постоянно следишь за новинками на сайтах, где можно заказать одежду/обувь/косметику.
- Когда какая-то вещь тебе понравилась, забываешь о семейном бюджете и делаешь покупку.
- Часто одалживаешь деньги на покупку или берешь в рассрочку, но хочешь получить желаемое здесь и сейчас.
- Тебе легче перетерпеть ссору с мужем из-за превышения лимита на растраты, чем отказаться от очередной пары туфель/сумки/духов.
- Утешаешь себя мыслью, что кредитка все окупит или что в следующем месяце ты будешь экономней.
- Тебе стыдно признаться своим близким, сколько денег тратишь на шопинг.
Отсутствие меры в любой сфере, будь то еда, алкоголь и, как в нашем случае, в количестве покупок, не приводит ни к чему хорошему
Конечно, это неполный список симптомов, но, если у тебя оказалось больше двух совпадений, это сигнал задуматься, что вещи занимают слишком много места в твоей жизни. Отсутствие меры в любой сфере, будь то еда, алкоголь или даже работа и, как в нашем случае, в количестве покупок, не приводит ни к чему хорошему. Давай разбираться, что скрывается за нашей страстью к шопингу, кроме, конечно, банального оправдания «я же девочка».
Неудовлетворенные потребности
Итак, как ты уже догадалась, стремление к покупкам, вещизм и ощущение, что «мне мало, мало, мало», заменяет другие потребности нашей личности, которые мы по каким-то причинам игнорируем. Как и с лишним весом, когда мы едим, чтобы порадовать себя, подарить себе кусочек счастья, так и с покупками — мы покупаем эмоции, чтобы ощутить себя красивой, желанной, любимой. Нам кажется, что в этом платье мы будем, как Моника Беллуччи, и все мужчины падут к нашим ногам. Фантазии о том, как изменится наша жизнь, подталкивают нас к очередной покупке.
Читай также — Мужская жадность: простить или бежать?
Придавая излишнее значение одежде, мы чувствуем себя некомфортно без модных вещей, так как привыкли отождествлять свою привлекательность только с ними. Часто, будучи недовольны своим телом, мы компенсируем его недостатки дорогими вещами. Так, например, шикарная шуба или брендовая сумка дарят нам иллюзию статусности и значимости. Хотя Стив Джобс вообще любил ходить босиком, а известные модели в свободное от работы время носят простые джинсы и белую футболку. Неуверенность в себе не спрятать за стильными очками, и мы наполняем вещи смыслом, а не они нас.
Здоровый минимализм
В противовес тенденции вещизма все больше людей принимают решение отказаться от лишнего, чтобы их жизнь не превратилась в вереницу покупок и гонку по распродажам. Я часто встречаю в соцсетях посты о том, как можно прожить с минимумом необходимых покупок, про своеобразную диету шопинга. По сути, шопоголизм — это разновидность обжорства, когда съеденное (читай — купленное) уже не идет на пользу и вылезает боком. Боишься ли ты, что в следующем году вырастут цены, или тебе нравится каждый день надевать новую вещь, не важно — пусть она абсолютно недорогая, но в результате ты тратишь свою жизненную энергию на поклонение вещам.
Представь, сколько всего ты могла бы сделать — путешествия, обучение, благотворительность, — если бы не твоя страсть к покупкам
Представь, сколько всего ты могла бы сделать, потратив деньги на путешествия, обучение, благотворительность, если бы не твоя страсть к покупкам.
Классика жанра
Рекомендую тебе для прочтения чудесный роман Эмиля Золя «Дамское счастье», который поможет взглянуть со стороны на свою страсть проводить время в шопинг-молах и на сайтах вроде AliExpress или Amazon. Мне очень нравится, как автор сравнивает шопоголизм с новой религией: свободное время мы проводим, бродя по нескончаемым магазинам, разглядывая вещи, оценивая качество тканей, покрой и соответствие модным тенденциям. Он сравнивает женщин, обожающих покупки, «с коленопреклоненными молящимися». Чего стоит одна его цитата: «Если бы кто-то вздумал закрыть двери магазина, на улице началось бы восстание, раздался бы отчаянный вопль фанатичек, у которых отнимают исповедальню или алтарь». Мне кажется, что мы созданы для большего, чем постоянное помешательство на трендах, модных тенденциях и отслеживании скидок.
Забота о своем теле, творческая самореализация, любимый мужчина рядом — возможно, один из этих пунктов или все сразу достойны твоего времени и внимания больше, чем очередной поход на шопинг?